ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА
Звукопроизношение Отсутствуют шипящие и сонорные (ш ж ч щ л р). Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения.
Грамматический строй речи. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.
Связная речь. Свободного пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЧЕТЫРЕ ГОДА
Звукопроизношение У детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих(С_Ш З_Ж ) а также отсутствие вибрантов Р, Р’.
Словарный запас
Словарный запас достигает 2000 слов. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
Грамматический строй речи. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и в собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ
Звукопроизношение: К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее.
Словарный запас Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
Развитие фонематического слуха.Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа и синтеза.На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Связная речь Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 6 -7 ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
Звукопроизношение. Дети, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком.
Словарный запас У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.
Грамматический строй речи Ребёнок правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д.
Связная речь. У ребенка совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.